illustrative image
чтобы скрыть панель, нажмите ещё в меню

Самарское Психоаналитическое Общество

Omnia Mutantur Nihil Interit

Самарская региональная общественная организация , ИНН 6311708245

Самарское Психоаналитическое Общество

Теория развития Вейкко Тэхкэ в переложении

Автор: Костина Наталья Викторовна

Источник: Доклад представлен на заседании Самарского Психоаналитического общества

Книга Вейкко Тэхкэ «Психика и её лечение» — результат более чем сорокалетнего осмысления научного и клинического опыта. Тэхкэ считает, что за последние 3-4 десятилетия психоаналитического знания относительно раннего развития психики настолько расширились, что должны быть предприняты попытки интеграции этих знаний в определённую теорию, которая даст возможность по-новому взглянуть на формирование ряда психических заболеваний и ляжет в основу психоаналитического лечения, специфически подходящего для психических расстройств каждого уровня эволюционных фиксаций. Но эта книга не является простым синтезом имеющихся теорий. Демонстрируя редкое для любого психоаналитика безупречное знание всех современных направлений, Тэхкэ создаёт нечто совершенно новое.

Эта книга оказалась настолько успешной, что была названа энциклопедией современного классического психоанализа (М.В.Ромашкевич, декан факультета психоанализа института практической психологии ипсихоанализа).

Эту книгу высоко оценил Роберт С. Валлерштейн (экс-Президент Международной психоаналитической ассоциации). Он написал к этой книге великолепное вступление и выразил уверенность, что после выхода её в свет, В. Тэхкэ моментально превратится в очень авторитетного и признанного учёного, внесшего большой вклад в психоаналитическую теорию и практику.

Итак, теория финского учёного, клинициста и преподавателя с более чем 40-летним стажем.

Чтобы говорить о теории развития, надо определиться с понятием «психика».

Тэхкэ считает, что психика – это всё, что может быть пережито и представлено на языке психических репрезентаций, и только это. Другими словами, психика включает в себя всё, что переживается мысленно, и исключает всё, что не переживается таким образом.

Представляя нашему вниманию свою теорию развития психики, Тэхкэ больше опирается на динамический подход в противовес генетическому и описательному. Это значит, что он пытается установить причину каждого эволюционного шага в развитии психики. То есть не ограничивается описанием последовательности различных стадий развития того, а убедительно объясняет, почему, с его точки зрения, имеют место различные связанные с развитием феномены и каковы причины их появления.

Этапы психического развития.

1.Допсихический период.

Тэхкэ разделяет точку зрения тех авторов, которые считают, что начало человеческой жизни характеризуется чисто физиологическим существованием.

Органы чувств новорождённого в принципе способны получать сенсорную стимуляцию, но воспринимаемая информация ещё ничего не значит для младенца, — не имеет для него психологического смысла, и потому не регистрируется (мнемически).

При отсутствии что-то значащих для ребёнка восприятий, то есть осмысленных и катектированных, – нет психики.

Отсюда следует, что первые реакции новорождённого на возрастание напряжения и его разрядку (например голод и насыщение) ещё нельзя назвать эмоциональными реакциями, или аффектами. Тэхкэ предлагает их называть организмическим напряжением и организмическим облегчением.

2.Недифференцированная психика. Первые примитивные формы психики возникают с появлением первых осмысленных восприятий.

Эти восприятия регистрируются в виде энграмм.

Здесь уместен вопрос: Чем же мотивировано появление «психологии» в мире восприятия?

Жизненно важной целью действующего вслепую новорожденного организма является выживание. А для выживания важно регулярное уменьшение постоянно повторяющихся напряжений. Всё, что связано с восприятиями уменьшения напряжения, таким образом, представляет собой жизненно важную информацию для организма и начинает регистрироваться. Так возникает психика. И возникает она вокруг восприятий, имеющих характер чисто физиологического облегчения. Поэтому, вероятно, лишь ощущения, связанные с удовлетворением, приобретают смысл и регистрируются.

Таким образом, ранняя психика представляет собой чистую формацию удовольствия. Она развивается, превращаясь в инструмент, всё более и более эффективный в поиске и получении удовлетворения и удовольствия.

Состоит ранняя психика из общей массы абсолютно недифференцированных восприятий.

Таким образом, первые примитивные структуры психики появляются для совладания с напряжением и регистрации восприятий удовлетворения.

При этом уже на этапе недифференцированной психики возникают первые регулирующие структуры психики. Эти регулирующие структуры представляют собой воскрешение восприятий, связанных с ослаблением напряжения, в виде галлюцинаций.

Фрустрация в недифференцированной психике ещё не представлена как психологический феномен, так как ранняя психика регистрирует только ситуации удовольствия.

3. Дифференцированная психика.

Со второй половины первого года жизни начинается базисная дифференциация самостных и объектных представлений (то есть представлений о себе и об объекте). Вначале дифференциация ещё настолько примитивна, что лишь даёт возможность отделять восприятие того, кто воспринимает, от того, что воспринимается.

Тэхкэ считает, что решающим событием, которое кладёт начало процессу дифференциации, является первое открытие ребёнка: его крик приносит восприятие удовлетворения после того, как галлюцинаторное выполнение желания оказалось невозможным.

В результате, в психике ребёнка появляется часть, способная самостоятельно порождать удовлетворение. Но так как зачатком новой части является боль, то эта структура отличается от всего остального психического мира ребёнка, в котором до этого регистрировались только ситуации удовольствия. Причём, эта новая часть становится ядром Собственного Я.

Но так как в ядре «Собственного Я» лежит боль, с его появлением ребёнок становится способным ощущать психическую боль (фрустрацию) и испытывать негативные эмоции.

То есть вместе с восприятием Собственного Я в эмпирическом мире ребёнка появляется фрустрация, которая входит в мир ребёнка в виде агрессии и тревоги.

Попробуем разобраться, каковы же основные условия существования Собственного Я в период ранней дифференцированности.

1.Собственное Я должно восприниматься как всемогущее, — то есть способное вызывать удовлетворение.

2.Объект должен восприниматься как абсолютно хороший.