illustrative image
чтобы скрыть панель, нажмите ещё в меню

Самарское Психоаналитическое Общество

Omnia Mutantur Nihil Interit

Самарская региональная общественная организация , ИНН 6311708245

Самарское Психоаналитическое Общество

Психоаналитические механизмы формирования психопатологии в латентном периоде психосексуального развития

Автор: Исангулова Ирина Маратовна
Источник: Доклад на заседании Ассоциации Врачей-психотерапевтов и практических психологов Самарской области.

Объектом исследования доклада является – латентный период психосексуального развития.

Предметом – психоаналитические механизмы формирования психопатологии в латентном периоде психосексуального развития.

Доклад выстроен в ключе психоаналитических теорий, где объект исследования – латентный период является одной из стадий психосексуального развития человека. В соответствии с современной психоаналитической теорией развитие рассматривается как сложный процесс, который может быть очерчен рассмотрением линий развития составляющих его психических систем:
— происхождение фаз психосексуального развития (выделяются такие фазы, как оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная), каждая из которых характеризуется своими особенностями:
— приматом зоны удовольствия,
— особенностью развития структур личности (ид, эго, супер-эго),
— развития объектных отношений (отношения к фигурам привязанности и к самому себе).

Период, который обозначается как латентный протекает с 6,7 до 12-13 лет, когда энергия либидо направляется в более мирное русло. Название периода взято от латинского latens — скрытый. Имеется в виду, что в этом возрасте основные чувства или инстинкты как бы скрыты. Особенно агрессивные и сексуальные. В символическим виде этот период описан в сказке «Спящая красавица»- ребенок столкнулся с собственными сексуальными желаниями ( укололась о веретено) и ушел в спокойный сон, чтобы снова, уже в подростковом возрасте, «проснуться» вместе с возросшей чувственностью.

Филлис и Роберт Тайсоны [1], характеризуя особенности поведения ребенка на латентной стадии пишут: «Спонтанность пятилетнего ребенка, который легко вербализует мысли и чувства и имеет свободный доступ ко внутреннему миру. полному фантазий и желаний, транс-формируется к возрасту семи лет (плюс — минус год). Теперь ребенок совершает энергичные усилия, чтобы подавить инстинктивную жизнь. Заботливо созданные, стилизованные рисунки и социализированные игры с правилами и объективными целями становятся обычным явлением по мере того, как ребенок пытается примкнуть к наиболее выраженным социальным нормам группы. Твердые границы разделяют первичный и вторичный процессы, и мир фантазии ограничивается личной жизнью».
Н.Л. Васильева в книге «Теория и методология современного детского психоанализа» следующим образом характеризует латентную стадию: «Внутренне отказавших от попыток достичь безраздельного владения одним или другим родителем, ребенок меняет свои взаимоотношения с ними»[2]. Сохраняя любящие отношения с родителями, ребенок в то же время становится заметно более независимым от них. Нормы, запреты и правила в отношениях и поведение, ранее вводившиеся родителями, постепенно все больше становятся внутренними стандартами самого ребенка, и независимость становиться внутренними стандартами самого ребенка, и независимость от родителя в суждения «Хорошо-плохо» проявляется все отчетливее по мере прохождения ребенком латентной фазы. Ребенок хорошо себя ведет, послушен, обучаем. Это результат между механизмами защит и драйвами (инстинктивными импульсами).

Ребенок латентного возраста все больше отказывается от мира фантазий, столько характерного для него на предыдущей фазе и поворачивается лицом к реальному миру.

На предыдущей стадии – фаллической или эдипальной дети верят в Деда Мороза, в волшебство, в различные фантасмагории. На латентной фазе психосексуального развития утверждается «проверка реальности». Ребенок часто задает себе вопрос: «Так ли это?» И вообще, формула латентной фазы: «Человеку свойственно сомневаться!»

Нередко дети сами стремятся проверить себя, стремятся испытать сильные ощущения. Например, ребенок катается в снегу, чтобы выяснить, выдержит ли он холод.

В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.
Еще один важный аспект поворота от фантазий к реальности это социальные отношения, которые становятся все более значимыми.

Анна Фрейд определила задачу латентности как «шаг из ситуации треугольных семейных отношений в сообщество сверстников»[3]. Происходит перенаправление интереса от родителей к социуму. У ребенка возрастает интерес к сверстникам, особенно того же пола.
Группа сверстников с характерным для нее акцентом на подвижных играет предлагает ребенку социально приемлемый путь для сбрасывания агрессии.

Более того, в детском коллективе обычно большое внимание уделяется правилам, и дети-ровесники или старшие по возрасту могут в дополнении к семейным фигурами стать приме-ром выработки поведенческих стандартов. Появляется потребность в доверии к авторитету или «главарю» со стороны. Нередко это бывает несколько «главарей». Основная тенденция ребенка при этом — идентифицировать себя с авторитетом. В этот период на первый план вы-ходит настоятельное желание ребенка принадлежать группе сверстников. Таким образом, вместо объекта удовольствия появляется поиск объекта идентификации. В дополнении к идентификациями с родителями появляются идентификации со сверстниками. Происходит усвоение социальных ценностей.

Предподростковый возраст (10-13 лет) ставит перед ребенком задачи развития, которые он сможет решить только позже, в подростковый период. Эта фаза запуска и остановок, про-движения вперед и возвращения к исходной точке.

В этот период привязанность к родителям отодвигается на задний план, зато растет значимость принадлежности к группе сверстников, в то же время начинает появляется предподростковая регрессии, так что многие достижения социального плана как будто бы разваливаются на части. Мальчики выглядят неряшливо, у них появляются множество конфликтов со взрослыми по поводу мытья рук, принятия душа, стрижки. Они часто ведут себя вызывающе и провокационно, а между собой разговоры их вертятся вокруг разрушения, физической доблести и анекдотов. У девочек появляется интерес к одежде, они могут начать использовать помаду, пудру, постоянно говорят о мальчиках.

У обоих полов нарастает вызывающее и провокационное поведение. В этом возрасте дети ведут себя враждебно, не просто так. Они начали процесс, который станет позднее реальным психологическим и физическим отделением от родителей. Вступая в конфликт с взрослыми, они внешне отвергают то, что внутренне им необходимо и желанно.

Учеба в школе обычно претерпевает неблагоприятные изменения, переживает временный упадок. Именно потому у шести, семиклассников столь неблагоприятная учебная репутация. ( «их трудно учить»). Мечтательность, нелогичность, трудность концентрации на учебных занятиях мешают их академической неуспеваемости. Парадоксально, но когнитивные способности в этом возрасте как раз увеличиваются у предподростка заметно развивается абстрактное мышление.