illustrative image
чтобы скрыть панель, нажмите ещё в меню

Самарское Психоаналитическое Общество

Omnia Mutantur Nihil Interit

Самарская региональная общественная организация , ИНН 6311708245

Самарское Психоаналитическое Общество

Нарциссизм и аутизм

Автор: Отдельнов Вячеслав Михайлович
Источник: Доклад на заседании Самарского Психоаналитического Общества, февраль 2010

Бруно Беттельгейм в своей книге «Пустая крепость» для иллюстрации направления лечения детей с аутизмом приводит следующую историю: Один его друг, врач, играл на виолончели в любительском струнном квартете, и его часто посещала мысль о том, чтобы брать уроки игры на инструменте. И все учителя, к которым он обращался, в один голос твердили ему, что если он хочет играть лучше, он должен начать свое обучение с самых азов, с начала. Примерно такой же экскурс к самым истокам функционирования психики предлагаю совершить и нам, рассмотрев феномен нарциссизма с несколько непривычной точки зрения.

Диагностические рекомендации МКБ-10 для аутизма:

Предшествующего периода несомненно нормального развития обычно нет, но если есть, то аномалии выявляются в возрасте до 3 лет. Всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия. Они выступают в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что заметно по отсутствию реакций на эмоции других людей и/или отсутствию модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией; плохо используются социальные сигналы и незначительна интеграция социального, эмоционального и коммуникативного поведения; особенно характерно отсутствие социо-эмоциональной взаимности. Равным образом обязательны качественные нарушения в общении. Они выступают в форме отсутствия социального использования имеющихся речевых навыков; нарушений в ролевых и социально-имитационных играх; низкой синхронности и отсутствия взаимности в общении; недостаточной гибкости речевого выражения и относительного отсутствия творчества и фантазии в мышлении; отсутствия эмоциональной реакции на вербальные и невербальные попытки других людей вступить в беседу; нарушенного использования тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такого же отсутствия сопровождающей жестикуляции, имеющей усилительное или вспомогательное значение при разговорной коммуникации. Это состояние характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением, интересами и активностью. Это проявляется тенденцией устанавливать жесткий и раз и навсегда заведенный порядок во многих аспектах повседневной жизни, обычно это относится к новым видам деятельности, а также к старым привычкам и игровой активности. Предпочитаются игрушки из твердых материалов. Дети могут настаивать на особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера; может иметь место стереотипная озабоченность датами, маршрутами или расписаниями; частыми являются моторные стереотипии; характерно проявление особого интереса к нефункциональным элементам предметов (таким как запах или осязательные качества поверхности); ребенок может противиться изменениям заведенного порядка или деталей его окружения (таких как украшения или меблировка дома). Помимо этих специфических диагностических признаков дети с аутизмом часто обнаруживают ряд других неспецифических проблем, таких как страхи (фобии), нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность. Достаточно часты самоповреждения (например, в результате кусания запястий), особенно при сопутствующей тяжелой умственной отсталости. Большинству детей с аутизмом не хватает спонтанности, инициативности и творчества в организации досуга, а при принятии решений им трудно использовать общие понятия (даже когда выполнение задач вполне соответствует их способностям). Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребенка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом сходным типом проблем социализации, общения и интересов. Для постановки диагноза аномалии развития должны отмечаться в первые 3 года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах. Помимо вышесказанного, патогномоничным является неправильное употребление личных местоимений и специфическая самостимулирующая активность..

Среди взглядов на этиологию в научной литературе наиболее распространены биологические гипотезы возникновения аутизма, несмотря на отсутствие специфического органического субстрата заболевания. На этом фоне Беттельгейм позиционируется официально-медицинскими источниками как оппортунист. Но, как бы то ни было, он предлагает убедительную психогенную концепцию развития аутизма, верность которой подтверждается эффективным практическим применением.

Возникновение аутизма невозможно рассматривать в отрыве от выделенных Беттельгеймом ключевых моментов развития, поскольку развитие недуга четко связаны с нарушениями в этих точках.

Первым таким ключевым пунктом Беттельгейм называет взаимность – то, какой отклик ребенок получает в ответ на свою активность.

Хотя считается, что младенец пассивен в своих ранних взаимодействиях с окружающим миром, в вопросах принятия пищи и заботы, было обнаружено, что корни аутистической патологии кроются не в недостатке пассивного удовлетворения — хотя бы потому, что аутичный ребенок принимает предложенное ему, но более открытым его это не делает. Только активность позволяет выделить что-либо из изначального хаоса.

В самом начале взаимодействия матери и ребенка их взаимоотношения разворачиваются преимущественно в контексте кормления. Питание – один из важнейших видов деятельности младенцев, и значимость всего, что с ним связано, трудно переоценить. Важны наблюдения за окружающим миром – благоприятствуем ли мы им или способствуем? Важен эмоциональный фон, сопровождающий процесс кормления – берут ли младенца на руки грубо или нежно, спокойна ли мать или тревожна, прислушивается ли она к нему или эмоционально игнорирует – все это определяет для ребенка степень комфорта, а также оказывает влияние на его дальнейшее развитие. Но, при всей своей важности, эти условия не могут сравниться по значению с активностью самого ребенка и возможностью активно формировать свой собственный внутренний опыт с учетом своих потребностей. Однако, проявляя свои чувства, младенец не может ожидать, какого рода отклик он получит в ответ на это – все зависит от того, как отреагирует мать. Хотя младенец действует по своему усмотрению, на основании внутренней мотивации, его представление об окружающем мире и о себе зависит от того, увенчаются ли успехом его попытки или останутся тщетными. Раз за разом оставляя без внимания проявления активности младенца, мы можем тем самым подтолкнуть его к отказу от попыток построить взаимоотношения с взрослыми и уходу в пассивное состояние.

Таким образом, суть кормления его не сводится просто к удовлетворению голода и контакту кожных покровов. В психологическом смысле кормление – всего лишь повод для эмоционального взаимодействия, когда активность ребенка, направленная на мать, улавливается ей и преобразуется в отклик, обладающий определенной спецификой – своеобразная обратная связь от матери. Если выражаться языком Кохута, это – первый опыт эмпатического взаимодействия. Материнские отклики, с одной стороны, способствуют усложнению эмоциональных сигналов, идущих от младенца, их дифференцировке, калибровке для каждой фрустрированной потребности (точное направлений действий вовне и получение предсказуемого ответа). С другой стороны, образ матери, понимающей своего младенца, также познается в этих взаимных отношениях как отдельный от ребенка объект, а из взаимодействия с ней формируется самость ребенка (т. е., сначала появляется тот, на кого воздействуют, а затем – тот, кто воздействует. Становление объекта и самости взаимосвязаны, самость формируется из репрезентантов материнских откликов. Не найдя другого, ребенок не может найти и себя). Сам акт кормления грудью, как формальная процедура, не столь важен (пример со щенками).

В общем, для ребенка важно уяснить возможность влияния на мать — что это ЕГО крик побудил мать накормить его, и это ЕГО улыбка или гримаса нашла соответствующее отражение на лице матери. С приходом понимания того, что мир способен реагировать даже фрустрирующая реальность несколько сглаживается. Невнимательная же по какой-либо причине мать тормозит произвольные реакции малыша, они все слабеют и постепенно исчезают.

Следствием этого является аутистический зачаток- убежденность, что никакие усилия не помогут воздействовать на мир, проистекающая из представления о равнодушии к реакциям ребенка.