illustrative image
чтобы скрыть панель, нажмите ещё в меню

Самарское Психоаналитическое Общество

Omnia Mutantur Nihil Interit

Самарская региональная общественная организация , ИНН 6311708245


О нас

Наша цель — развитие клинического психоанализа

Работа Самарского психоаналитического общества, существующего более двенадцати лет, построена на принципах клинического психоанализа. Это определяет ряд отличий Самарского психоаналитического общества от других общественных объединений, созданных в нашей стране в целях содействия развитию психоаналитической мысли.

Клиническая направленность нашей работы обозначает следующее.

Концепция, которая объединяет членов Общества, врачей-психиатров и клинических психологов в их работе, — клинический психоанализ – система теоретических положений, разработанных З.Фрейдом и его последователями для эффективного психоаналитического лечения пациентов. Известно, что как сам Зигмунд Фрейд, так и многие его ближайшие последователи были врачами. Стойкое неприятие официальной медициной того времени революционных идей Фрейда постепенно привело его к разочарованию в возможностях интегрировать психоанализ в существовавшую систему медицинского знания и со временем привело к почти полному разрыву с официальными медицинскими институтами. Затем  длительное время психоанализ развивался в социально-психологическом поле и практиковался преимущественно психоаналитиками, не имеющими медицинского образования. Парадокс заключается в том, что психоанализ при этом никогда не отрывался от начального социального запроса, который и стимулировал его развитие как метода психологического лечения. В этом смысле показательно, что в психоаналитический язык бережно сохранил именование человека, обращающегося за психоаналитической помощью – пациент (лат. – «страдающий, больной»). Характерно, что в настоящее время лица, практикующие психологическую помощь (психологическое консультирование) используют термин клиент (лат. – «постоянный покупатель или заказчик» /Словарь иностранных слов под ред. академика А.Г.Спиркина и др., М: Сирин, 1996, с. 230/), что выводит отношения обращающегося и помогающего в совсем иную плоскость.

Фактически, психотерапия, как отрасль научного знания, может вести отсчет своего развития с 1900 года, когда вышла одна из первых концептуальных работ З.Фрейда «Толкование сновидений». Дальнейшее развитие психотерапии и клинической психологии привело к появлению в 20 веке удивительного многообразия концепций, объяснявших лечение словом.  Однако, выяснилось, что последовавшие за психоанализом направления изобретали велосипед заново, давая новые обозначения понятиям, описанным в клиническом психоанализе. Хорошая подготовка в области психотерапии неизбежно приводит обучающегося к выводу: концепции клинического психоанализа лежат в основе подавляющего большинства «новейших» направлений психотерапии и психологии, а система психоаналитического знания – наиболее полная, методологически и клинически выверенная и достаточная для обеспечения процесса психологического лечения. Важно отметить, что в отличие от большинства психотерапевтических школ, в своем развитии психоанализ смог создать достаточно совершенную систему обучения профессии, обеспечить преемственность, развитие и интернациональный характер психоаналитического знания.

Существующая в нашей стране система психотерапевтической и психологической помощи пока характеризуется крайне слабым и эклектичным теоретическим обоснованием.

Своей главной задачей мы видим содействие развитию клинического психоанализа, предлагающего надежный теоретический фундамент для любой психотерапевтической и психологической работы.

Современный этап развития клинического психоанализа характеризуется задачами, которые пока еще не готовы решать другие психотерапевтические школы и направления. Достигнутый уровень развития психоанализа характеризует, в частности, постановка вопроса о безопасном лечении. Это значит, что другие вопросы – определение того, каким образом разложить на составные элементы сложный процесс психоаналитического взаимодействия и управлять этим процессом — в основном получили свои ответы.

О какой безопасности идет речь? Дело в том, что обращение за психотерапевтической помощью предусматривает необходимость раскрыться перед другим человеком, впустить его в свой внутренний мир. Это очень трудная задача для любого человека, и пациент должен иметь гарантии, что такое раскрытие не принесет ему вреда, и что работа специалиста будет осуществляться во благо пациента. Только психоанализ предусматривает постоянное внимание к тому, в чем действительно нуждается пациент; со стороны психоаналитика это обозначает регулярную проверку того, в правильном ли направлении движется терапия. Внимание психоаналитика также направлено на то, чтобы оградить пациента от внедрения (пусть даже и с благими намерениями) своих собственных установок и убеждений. Человек, обращающийся за настоящей психоаналитической помощью, может быть уверен, что ему не будет навязано какое-либо мнение; ответы на все вопросы будут получены исходя из его собственного опыта. В определенной степени, психоанализ претендует на то, чтобы быть наиболее безопасным методом психотерапии. Психоаналитик обращает постоянное внимание на то, что нужно пациенту, что сейчас происходит в терапии, что пациент может выдержать (процедура психотерапии всегда включает и болезненные моменты!), и наконец, хорошо ли понимают стороны друг друга.

Психоанализ – это почти всегда длительная процедура, не терпящая спешки. Исследование бессознательного конкретного человека – бережный, кропотливый и очень индивидуальный процесс, темп которого определяется достигнутым уровнем взаимопонимания и возможностями пациента. Психоанализ никогда не претендовал на то, чтобы быть скорой психологической помощью.

Стратегическую задачу психоанализа можно сравнить  с исследованием бескрайних подвалов бессознательного в поиске ключей к комнатам, где хранятся сокровища и погребены следы катастроф. Роль психоаналитика в этой работе – быть спутником в нелегком путешествии и обучать пациента языку разговора со своим собственным бессознательным.

Такая работа требует высокой степени взаимного доверия пациента и психоаналитика. Это значит, что два главных требования, предъявляемых  к психоаналитику —  профессиональная компетентность и надежность.

Задача нашего Общества видится в том, чтобы создать условия для формирования высокого качества психоаналитической помощи. Членство в Обществе является результатом строгого отбора кандидатов, которые должны иметь базовую врачебную подготовку по психиатрии и психотерапии (для психологов – последипломное образование по клинической психологии), пройти курс обучения клиническому психоанализу, иметь достаточный  опыт клинической работы. Принципиально важно, чтобы психоаналитик имел подготовку в области психической патологии, дающую возможность работать с психическим укладом и состоянием любого человека, вовремя распознавать ситуации, угрожающие стабильности психики пациента, и предотвращать их. Имеет смысл напомнить, что одним из требований Международной психоаналитической Ассоциации к подготовке будущих психоаналитиков является необходимость наличия опыта работы в области психиатрии.

Принципиально важно, чтобы обращающийся за помощью пациент мог не только довериться рекомендациям, полученным в отношении конкретного психоаналитика или психотерапевта, но и познакомиться с тем, какую подготовку он имеет. В любой стране мира членство в профессиональном психоаналитическом сообществе является обязательным для психоаналитика и выступает одним из подтверждений его профессиональной компетентности.

Подготовка психоаналитика – длительный и многосторонний процесс.

Например, подготовка врача-психоаналитика с учетом имеющихся образовательных регламентов выглядит следующим образом. Базовое врачебное образование по специальности лечебное дело (6 лет) + последипломная подготовка по специальности психиатрия (интернатура, ординатура – 1 или 2 года) + последипломная подготовка по специальности психотерапия (от 4х месяцев) + подготовка в области клинического психоанализа (3-5 лет, включая прохождение личного анализа и работу по супервизии клинических случаев).

Постоянное сотрудничество Общества с кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологи Самарского государственного медицинского университета позволяет не только получать постоянную научно-методическую и консультативную поддержку, но и получать психоаналитическое образование.

Впервые в нашей стране сотрудники кафедры психиатрии Самарского государственного медицинского университета совместно с членами Самарского психоаналитического общества подготовили и на постоянной основе проводят образовательные циклы по клиническому психоанализу: «Основы клинического психоанализа» (1 месяц) и «Психоаналитическая психотерапия и психокоррекция тяжелых психических расстройств»  (1 месяц).

За прошедшие годы более 100 врачей и психологов прошли обучение на этих циклах и получили государственные свидетельства повышения квалификации Института последипломного образования СамГМУ.

Самарское психоаналитическое общество с момента своего возникновения сохраняет приверженность принципам клинического психоанализа. Это отражено в работе Общества – регулярно проводящиеся клинические семинары и круглые столы посвящаются различным аспектам  психоаналитического процесса, психоаналитическому пониманию возникновения патологии,  современным подходам в клиническом психоанализе.

В структуре Общества на протяжении десяти лет успешно действует интервизионная группа, позволяющая использовать коллегиальное обсуждение трудных клинических случаев и помочь специалистам найти выход из тупиковых ситуаций. Практикующие психоаналитики могут также обратиться за индивидуальной супервизией. Показательно то, что за помощью коллег Самарского психоаналитического общества обращаются врачи и психологи, использующие в своей работе подходы, отличные от аналитического. Универсальный характер психоаналитического знания и языка позволяет им получить ответы на сложные вопросы, возникающие при ведении пациентов. Кандидатам в члены Общества предоставлена возможность прохождения личного анализа, что является необходимым условием для формирования профессионального психоаналитического мышления.